Электронная почта предназначена, прежде всего, для связи между знакомыми людьми и режим работы с ней приравнивается к обычному телефонному разговору, только к «заочному». По электронной почте можно обращаться к незнакомым людям, но при условии, что адрес был опубликован его владельцем. Отправка незатребованной корреспонденции является нарушением правил сетевого этикета и называется электронным спамом. В зависимости от грубости нарушения спаммер может быть наказан. Использование программ массовой рассылки электронной почты для отправки рекламы (даже и добросовестной) – это грубое нарушение. Сервер, поставщика услуг Интернета, через которого в сеть поступило сообщение, нарушающее нормы общественной морали и правила сетевого этикета, устанавливается очень просто, а через него легко устанавливается и конкретный нарушитель. К незнакомым людям можно обращаться с просьбами о консультации, с вежливыми предложениями и пожеланиями, не претендуя на получение ответа. Как правило, обращения, относящиеся к сфере профессиональных или личных интересов корреспондента, вызывают доброжелательный отклик. Неполучение ответа следует рассматривать как нежелательность или невозможность установления контакта и повторять не следует. При обращении к незнакомым людям следует воздерживаться от просьб, вызывающих необходимость использования других средств связи, отличных от электронной почты. Так, например, не следует обращаться даже с очень вежливой просьбой позвонить по телефону или отправить обычной почтой письмо с автографом на память. Такие просьбы остаются без ответа, а их повторение рассматривается как спам.

Пишите кратко, грамотно и аккуратно. Используйте только стандартные текстовые символы – чем проще, тем лучше. В тексте сообщения никогда не надо использовать прописные буквы. ТЕКСТ, ВЫДЕЛЕННЫЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ, рассматривается как крик. В лучшем случае его относят к неграмотности в вопросах сетевого этикета. Структурируйте текст по смыслу, делайте отступы, абзацы отделяйте пустой строкой.

Ограничивайте текст 60-70 символами в строке; не выравнивайте текст справа, для пустого пространства используйте только пробел. Заботьтесь о секретности Вашей информации. Не пишите в электронном письме ничего такого, чего вы не написали бы на почтовой открытке. Помните, что если Вы отправили письмо, вернуть его практически невозможно. Не посылайте писем объемом более 50 килобайт. Не делайте слишком большие подписи. Если не хотите использовать свое реальное имя – используйте псевдоним. По завершении разговора – попрощайтесь с собеседником. Будьте интересным собеседником, уважайте других, и не забывайте смеяться над собой. В электронном общении можно передавать свои эмоции, используя «улыбки» или «смайлики» (smile – улыбка). Если за фразой следует один из знаков 🙂 или просто :), то ее не следует принимать всерьез.

Вот некоторые смайлики:

  1. 😉 – подмигиваю
  2. 🙁 — поморщился
  3. :-() – поражен
  4. 😎 – в очках

Отвечать знакомым людям следует так, как обычно отвечают по телефону.
Если в данный момент выполнить поступившую просьбу нельзя, следует об этом сообщить, не затягивая с ответом более, чем на сутки.
Если сообщение поступило от незнакомого лица, следует понять, обосновано оно или нет.
Если обращение обосновано, следует ответить в течение трех дней.
Если обращение необоснованно (например, это незатребованная реклама), на него нельзя отвечать ни в коем случае.
Любой ответ, даже резко негативный, является для спаммера подтверждением действительности почтового адреса и вызовет новый поток сообщений от него и от других спаммеров.
Действительные электронные адреса являются предметом торговли среди дельцов от рекламы, особенно если о владельце адреса известны дополнительные сведения (пол, возраст, образование, личные интересы).
По этим же причинам не следует заполнять анкеты, поступающие по электронной почте, даже если в них обещается огромный выигрыш в лотерее.
Сообщения электронной почты могут иметь вложения.
Так, например, к электронному письму может быть приложен файл с фотографией или, например, с программой.
К этим вложениям надо подходить, как подходят к посылке, полученной о неизвестного доброжелателя.
Посылка может содержать взрывное устройство.
Если письмо с вложением получено от знакомого человека, значит, в тексте письма он обязательно должен был указать, что он приложил и зачем.
Если письмо с вложением получено от незнакомого лица, файл вложения следует удалить, не читая и не просматривая, каким бы заманчивым ни было предложение им воспользоваться.
Программные файлы, рассылаемые таким образом, часто содержат вирусы, а файлы документов – макровирусы.
Не забывайте об авторских правах на копируемые Вами и получаемых от Вас материалы сети.
Отправка сообщения о любимом певце в группу футбольных новостей, это тоже нарушение сетевого этикета.
Работа в Сети создает ощущение вседоступности и вседозволенности. Интернет кажется бесконтрольным. Из-за этого люди могут чувствовать неограниченную свободу действия, особенно, если полагают, что они анонимны. Это не так. Насколько весь мир открыт человеку, настолько же и человек открыт всему миру. Несмотря на кажущуюся бесконтрольность, совершать аморальные или неправовые действия в Интернете могут только очень наивные и недальновидные люди. Легкость доступа к открытой информации в WWW отнюдь не означает легкость доступа к закрытой информации. Правительственные организации хранят государственные секреты, коммерческие организации хранят данные о своих клиентах. Научно-технические организации защищают свои проекты от промышленного шпионажа. Вопрос безопасности информации в Интернет находится под постоянным контролем автоматических средств защиты. Любые попытки незаконного доступа к закрытой информации немедленно регистрируются. Пользователей, пытающихся получить доступ к закрытой информации, называют хакерами. До тех пор, пока хакер безуспешно пытается что-то сделать, за ним спокойно и не без интереса наблюдают программные  аппаратные средства безопасности. Они постоянно регистрируют данные о нем и о методах его действия. Задолго до того как начинающий хакер совершит первое правонарушение, на него уже имеется обширное досье.

Интересен мир обитателей, «фауна» Интернета. Вот что пишет о них Адам Гаффин, автор книг «Путеводитель по глобальной компьютерной сети Интернет»: Вросшие в Сеть – это те, для которых сеть – жизнь, кто не знает, как они будут жить после окончания колледжа с потерей бесплатного доступа 24 часа в сутки.

Сетевые боги – люди с прежних времен, истинные ценители Сети и хранители ее коллективной истории.
Затаившиеся – этих людей не видно, но они есть. Это те, кто читает группы новостей, но ни статей, ни ответов не посылает.
Волшебники – люди, которые знают все на сквозь о каком-то аспекте Сети. Например, существуют волшебники операционной системы Unix.
Сетевые ангелы – всегда готовы помочь новичку, поделиться своими знаниями с теми, кто не родился с умением перемещаться по Сети, они не так редко встречаются, как можно было бы подумать.
Сетевые хамы – это сорт людей, которые обожают оскорблять других, те, кто пишет грязные послания в группу новостей кройки и шитья просто, чтобы покрепче нахамить.