Преподавание предмета «Информатика и ИКТ»

  • 16.10.2015

Среди всех дисциплин, изучаемых в современной школе, информатика занимает особое место. Это связано не только с фантастическими темпами развития технических и программных средств, но и с особенностями предмета, которые обусловлены объективными законами научно-технической революции. Каждые два года происходит модернизация аппаратных и программных средств вычислительной техники. Такого развития одной отрасли история науки и техники еще не знала. Фактически мы можем говорить о том, что в последние годы на наших глазах произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей.
К профессиональной деятельности уже приступило поколение молодых людей, родившихся, выросших и получивших образование в эпоху персональных компьютеров. Этому поколению столь же невозможно представить себе мир без персональных компьютеров, как и без телевизора или автомобиля.
Чтобы успевать за развитием средств вычислительной техники, необходимо непрерывное самообразование и самосовершенствование учителя. А для профессионального применения вычислительной техники нужно нечто большее – личная целеустремленность и постоянное желание узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
В современной школе нет более трудной профессии, чем учитель информатики. Необходимость каждые два года начинать практически «с нуля» не знакома преподавателям других дисциплин. В этой ситуации учитель вынужден напряженно следить за развитием средств вычислительной техники, за появлением новых программ и за непрерывно изменяющимися приемами и методами работы с ними. Перед учителем информатики постоянно встает вопрос: «Чему учить? Как учить? Как научить ребенка легко и непринужденно ориентироваться в калейдоскопе быстро развивающихся информационных технологий?»
Относясь к своему предмету ответственно и творчески, учителя информатики уверены, что основной целью курса информатики является необходимость научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера. Это означает, что выпускник должен обладать определенным уровнем информационной культуры, что и должно в конечном итоге определить структуру знаний, приобретаемых им на уроках информатики.
Для достижения этих целей учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы учащиеся испытывали сверхдоверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Развитие детей с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. Актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей. Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей учащихся, учителями активно используется метод создания проектов и творческих разработок.
Сущность творчества – в предугадывании результата. Роль компьютера в этом огромна. Предлагая учащимся выполнение заданий за компьютером необходимо предоставлять детям возможность стать исследователем, открывателем. Необходимо учить детей делать выводы и обобщать, исходя из их собственного опыта.
Достаточный опыт преподавания позволил увидеть противоречия в массовой практике между стремлением личности к творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным единым планом, и режимом общеобразовательной школы. Ведь традиционное обучение развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая.
Другим противоречием является противоречие между требованиями современного общества к знаниям выпускников общеобразовательных школ в области информационных технологий и количеством учебного времени в школьных программах, отведенного на изучение информационных технологий.
В лицее «Серпухов» разработана своя системы обучения, направленная на раскрытие творческих способностей учащихся посредством новых информационных технологий. Ведь компьютерное обучение дает широкие возможности для умственного и творческого развития ребенка. Оно сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря широкому использованию современных мультимедиа средств. Являясь опытно-экспериментальной площадкой Института содержания и методов обучения Российской академии образования по проблемам модернизации содержания образования общего среднего образования (договор № 1- 11/ 143 от 15 июня 2006 г.) лицей реализует программы «Непрерывного образования по информатике и ИКТ». Благодаря этому в лицее ведется преподавание информатики и ИКТ с 5 по 11 классах.
Для успешного творческого овладения знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей учащихся необходима такая организация учебной деятельности, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению. Такие возможности предоставляет использование на уроках технологии проектного метода обучения.
Благодаря этому учитель получает возможность расширить рамки учебного предмета. Ученик застрахован от механического заучивания теоретического материала, т.к. для разрешения проблемы, поставленной перед ним учителем, вынужден применять полученные знания в нестандартных и измененных условиях, что и способствует прочному усвоению системы знаний и их успешному применению для объяснения новых фактов в ходе выполнения практических заданий. Проектный метод ориентирован на личность учащегося, на раскрытие его творческого потенциала. Развитие творчества будет успешным лишь в результате продуктивной деятельности на основе собственного опыта учащихся и желания достичь ими личностно-значимого результата.