Согласно распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации (Президента РФ) Владимира Путина все государственные бюджетные организации, а также органы федеральной исполнительной власти к концу 2015 года должны перейти на свободное программное обеспечение (СПО).Такой переход уже начался в образовательных учреждениях. Существуют письма об организации опытных зон и 50% переходе на СПО в ОУ. До недавнего времени, говоря об СПО, обязательно подразумевали установку операционной системы на базе свободно распространяемой лицензии Linux.

Но сегодня уже разобрались в понятии СПО, и, наконец, поняли, что СПО – это не обязательно Linux. Кроме этого, управлениям образования и школам дали выбор — платить за ПО или техподдержку (а именно такой способ оплаты избран для всех предлагаемых дистрибутивов Linux). И большинство школ выбрали все-таки проприетарные продукты от Microsoft. Почему это произошло, почему многие предпочитают искать средства и платить, а не пользоваться бесплатными продуктами?
Причин для такого выбора много:

  1. Учителя только освоили ИКТ, т.к. широкомасштабное внедрение их началось лишь за год-два до программы перехода на СПО.
  2. Методические разработки созданы под ОС MS Windows и перспективы их безупречной работы на СПО нет никакой (что особенно касается презентаций, созданных в PowerPoint, а это чуть ли не 100% методических разработок).
  3. Производители многочисленных обучающих систем не спешат выпускать свои продукты для ОС Linux, а стандартное средство запуска MS Windows приложений (wine) такие программы не поддерживает.
  4. Учебники по информатике, начиная со 2-го по 11-й класс, пока еще основываются на обучении в среде MS Windows.
  5. Для управлений образования существуют выгодные предложения от Microsoft на приобретение их ПО. И одним из существенных факторов является разрешение устанавливать более ранние версии продуктов (MS Windows 2000, XP), т.к. во многих ОУ компьютерный парк достаточно устаревший и большинство дистрибутивом ОС Linux на такие машины просто не устанавливается.

Можно долго перечислять проблемы использования бесплатной ОС в школах и приводить примеры ее эффективного внедрения. Следует отметить, что для учащихся чаще всего проблем перехода на новую операционную систему не существует, если обучающая среда практически не меняется. Осуществить переход на ОС семейства Linux для изучения информатики и ИКТ сегодня большой трудности не представляет, если забыть о практически отсутствующей методической поддержке (кроме учебников Угриновича Н.Д.).
Когда в 2007 учебном году наше образовательное учреждение получило пакет СБПО, встал вопрос об его использовании в учебном процессе. Мы серьезно задумались о том, что же будет после декабря 2010 года и как решить проблему лицензионного использования ПО. Решение было принято: на компьютеры, где нет лицензии, установить MSWindows из пакета СБПО, другое ПО использовать по мере необходимости и искать доступное альтернативное ПО. Кроме этого, все вновь приобретаемые компьютеры должны иметь предустановленную операционную систему семейства MS Windows.
Анализ работы и использования ПО в образовательном процессе за эти годы показал, что большинство ПО из пакета СБПО вполне может быть заменено на СПО, что и произошло к концу 2010 года. Но были выводы и против использования СПО, например, пакет OpenOffice.org не отвечает современным требованиям работы с медиаресурсом, особенно с графическими изображениями (что актуально для создания презентаций). Именно поэтому образовательное учреждение участвует в программе, предложенной Microsoft, чтобы иметь возможность работать с MS Office.
Для внедрения и использования в лицее «Серпухов» СПО были проанализированы и апробированы многие программные продукты, которые являются бесплатными или свободными. Сегодня ресурсов, предлагающих наборы такого ПО, в Интернете достаточно много. Список СПО большой и выбрать среди программ именно те, которые нужны и будут использоваться в учебном процессе – основная задача, стоявшая перед коллективом лицея. В результате апробации СПО и бесплатных программ был создан сайт (сегодня все материалы со старого сайте перемещаются на этот ресурс), где по категориям были собраны программные продукты, выдержавшие проверку временем и активно используемые в образовательном процессе. На сайте содержится информация о программах, их описание и ссылки на официальные сайты, откуда можно взять ПО. Почему на сайте содержаться ссылки, а не сами программы? Во-первых, чтобы не нарушать авторских прав, т.к. не все программы открытые, во-вторых, обычно СПО достаточно часто обновляются и лучше брать актуальные версии программ. Для использования программ в ОУ создан сетевой ресурс, откуда программы можно брать и учащимся и педагогам. Кроме этого, актуальные версии ПО можно взять в виде установочного компакт-диска. Поскольку большинство программ имеют реализацию и для MS Windows, и для OS Linux, в лицее на всех компьютерах установлены параллельно обе операционные системы и желающие легко переходят на работу в операционной системе Linux.
Таким образом, в нашем образовательном учреждении на сегодняшний день решены многие проблемы, связанные с переходом на СПО. Более 50%, а точнее почти 90%, программного обеспечения, которым пользуются учащиеся и педагоги, свободное или бесплатное (проприетарные только продукты MS Windows и Office, некоторые программы, которые были куплены для управления учебным процессом). Участники УВП пользуются единым ПО, большинство программ можно устанавливать и на домашние компьютеры. Учителя не лишились всех своих методических разработок и имеют возможность создавать новые в новой среде. В строю весь компьютерный парк учреждения. Сохранилась возможность полноценного использования всех медиа-ресурсов, работающих только в среде MS Windows. Для всех участников УВП есть альтернатива работы в разных операционных системах с одними и теми же программными продуктами. Созданные сетевые ресурсы позволяют делиться находками в области использования СПО с коллегами, как в городе, так и сетевом сообществе. Появилась возможность постепенного перехода к 100% использованию СПО, по мере решения проблем, которые были описаны в начале статьи.